Микробиом кишечника и менопауза

By redaktor udalenno on 26.02.2024
0 49 Views

Микробиом кишечника реагирует на потерю женских половых гормонов, усугубляя метаболические заболевания, в том числе, увеличение веса, отложение жира в печени и экспрессию генов, связанных с воспалением. Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованные в журнале Gut Microbes, помогающие ответить на вопрос, почему женщины подвергаются значительно большему риску метаболических заболеваний, таких как ожирение и сахарный диабет 2-го типа, после менопаузы.

Ученые создали модель алиментарного ожирения у самок мышей и смоделировали также потерю женских половых гормонов, удалив яичники у половины популяции, чтобы изучить любые метаболические и воспалительные изменения, в том числе в отношении ферментов в кишечнике. Рационы для обеих групп мышей были идентичными, за исключением доли жира, которая составляла 60% или 10% калорий для мышей из разных групп. На втором этапе исследования образцы кала были взяты у мышей с яичниками или без них и имплантированы грызунам без микробов для изучения влияния на увеличение веса, метаболическую и воспалительную активность в кишечнике, печени и жировой ткани.

Ученые обнаружили, что уровни триглицеридов были значительно выше, а жировых отложений в печени и области живота было больше у мышей, которые потребляли пищу с высоким содержанием жиров. У тех, кто сидит на диете с высоким содержанием жиров, и у тех, у кого нет яичников, жировых клеток значительно больше, что связано с гибелью клеток и инфильтрацией макрофагов – типа белых кровяных телец, которые разрушают мертвые клетки и микроорганизмы и выделяют провоспалительные белки. Наряду с повышенной экспрессией генов, связанных с воспалением, и маркеров макрофагов, у этих мышей была более низкая экспрессия генов, которые участвуют в метаболизме глюкозы и липидов. У мышей-доноров без яичников, которые питались с низким содержанием жиров, ученые обнаружили повышенный уровень бета-глюкуронидазы, фермента, вырабатываемого толстой кишкой и некоторыми кишечными бактериями, который расщепляет и перерабатывает стероидные метаболиты, такие как эстроген и различные токсины, включая канцерогены.

Помимо этого, ученые также исследовали экспрессию генов, кодирующих белки плотных соединений, которые влияют на проницаемость клеточных мембран. Они обнаружили, что у мышей без яичников и у тех, кого кормили пищей с высоким содержанием жиров, были более низкие уровни этих белков в печени и толстой кишке, что предполагало, что их кишечные барьеры были более проницаемыми, нарушенными либо их рационом, либо отсутствием женских гормонов. В печени мышей-реципиентов, которым были пересажены ткани от доноров без яичников, ученые обнаружили повышенные уровни экспрессии гена аргиназы-1, который играет решающую роль в выведении азотистых отходов. Высокий уровень этого белка связан с сердечно-сосудистыми проблемами, такими как гипертония и атеросклероз.